пятница, 8 ноября 2013 г.

Модель "идеального" общества

  Рассказ Анатолия Днепрова "Мир, в котором я исчез" был прочитан мимоходом между запланированными "Над пропастью во ржи" Дж. Сэлинджера и "С Земли на Луну прямым путём" Ж. Верна. Случайно попался в руки сборник отечественных научно-фантастических рассказов "Капитан звездолёта", и там я нашла это произведение.
  Рассказ ведётся от лица главного героя Гарри. Он умер в гостинице "Новый свет", а воскрес в лаборатории своего тёзки, Гарри Удроппа. Удропп занимался изобретением и усовершенствованием машины-модели идеального общества. С помощью проводов, лампочек, рычагов и других механизмов он воссоздаёт настоящее общество с правительством, предпринимателями и рабочим классом, чью роль и будет выполнять новоприбывший. Роль предпринимателей выполняет Сюзанна, появившаяся у Удроппа раньше Гарри. 
  И тут Гарри понимает, как несовершенно даже "идеальное" общество Удроппа. Он пытается объяснить это учёному, но тот и слушать не желает. Гарри бунтует, а в конце рассказа сбегает с Сюзанной, которую очень полюбил. 
  И вот они идут совсем одни. Гарри спрашивает, как Сюзанна попала к Удроппу. Оказывается, и она "воскресла" в стенах лаборатории. Так в мире появились два человека, которых там уже не было...
  Удивительный по наполнению рассказ. Но мне он не очень понравился стилем. Всё очень быстро, никаких подробностей и отступлений. Я думаю, что идею можно расписать на целый роман и приукрасить интересным сюжетом и размышлениями не по теме.

Над пропастью во ржи

  С каждой книгой у меня связана история знакомства с ней. Одни книги я нашла в домашней библиотеке, другие взяла у друзей или родственников, третьи посоветовали знакомые, о четвёртых узнала из отзывов в Интернете. Но с романом американского писателя Джерома Сэлинджера "Над пропастью во ржи" меня свёл необычный для меня случай. Просматривая списки популярных среди подростков книг, я натолкнулась на неизвестную фамилию - Сэлинджер. Я бы и не заинтересовалась произведением, если бы не его немного поэтическое название. И  первый раз я взялась за книгу, не посмотрев ни аннотации, ни отзывов.
  И, как оказалось, не зря. Повесь о подростке Холдене Колфилде, ищущем своё место в жизни, сильно взволновало меня. Его рассказ начинается с того момента, как юношу отчислили из престижной школы Пенси: он провалился по всем предметам, кроме английского. Несмотря на умение Холдена прекрасно писать сочинения, одноклассники считали Колфилда умственно отсталым. Он всегда чувствовал себя чужим в коллективе, главным образом потому, что ненавидел "липу", которой так много в американских школах.
  Уйдя из Пенси, Холден проводит несколько дней в Нью-Йорке, стыдясь показаться на глаза родителям до начала официальных каникул: ведь тогда они догадаются об отчислении сына. В Нью-Йорке Колфилд видит изнанку общества во всей её красе.
  Наконец, он находит временное убежище у своего преподавателя литературы, мистера Антолини. Учитель приветливо встретил ученика и помог ему разобраться в его проблемах. Но Холден мало слушал преподавателя. Он решил податься на Запад, где его никто не знает. К счастью, маленькая сестрёнка Фиби своими способами убеждает его остаться.
  В самом конце произведения Холден, наконец почувствовавший счастье, следит за сестрой, катающейся на карусели. Этот эпизод перекликается с мечтой юноши, о которой он как-то рассказал сестре:
  "Понимаешь, я себе представил, как маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле, во ржи. Тысячи малышей, и кругом - ни души, ни одного взрослого, кроме меня. А я стою на самом краю скалы, над пропастью, понимаешь? И мое дело - ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть. Понимаешь, они играют и не видят, куда бегут, а тут я подбегаю и ловлю их, чтобы они не сорвались. Вот и вся моя работа. Стеречь ребят над пропастью во ржи. Знаю, это глупости, но это единственное, чего мне хочется по-настоящему. "
  Я как никогда прониклась чувствами и переживаниями героя. Во многих мыслях Холдена я видела свои мысли, в его чувствах - свои. Очень важные вопросы мне удалось разрешить благодаря этой книге. А грубоватый язык романа - это, наверно, один из его плюсов. Литературный язык приедается, и хочется чего-то уличного, жаргонного.

среда, 6 ноября 2013 г.

Вторая повесть каменного века

  Первый раз взяла книгу Жозефа Рони-старшего "Пещерный лев" в начале сентября. Тогда первые несколько глав не произвели на меня никакого впечатления. Но когда, уже прочитав первую книгу "Борьба за огонь", я снова открыла "Пещерного льва", мне показалось, что я и не читала тех первых глав. Произведение предстало совсем в другом свете.
  Книга повествует о путешествиях Уна из племени Уламров и Зура, последнего Человека баз плеч. Они покинули родное племя в поисках новых мест охоты. Друзья исследовали неизвестные земли, лежащие по ту сторону гор, встретили множество новых врагов: огромного питона, саблезубого тигра махайрода, людей Тхоли. Но Ун и Зур нашли здесь и новых друзей: верный Зуру пещерный лев и племя отважных Волчиц готовы прийти на выручку путешественникам в трудную минуту.
  После года странствий Ун и Зур возвратились в племя Уламров. Но их ждало разочарование: племя не приняло скитальцев. Отец Уна Нао, чьё путешествие описывается в книге "Борьба за огонь", тоже в своё время покинул своё племя, тоже совершил немало подвигов, но его племя приняло как героя, а его сын Ун стал изгнанником. Но, несмотря на то, что Ун и Зур навсегда покинули племя Уламров, они нашли своё счастье на чужбине: Ун - в племени Волчиц, где живёт его любимая, а Зур - рядом со своим новым, преданным ему другом, пещерным львом.
  Произведение очень интересно показывает взаимоотношения людей на фоне чудесной природы древних времён. Если бы я выбирала, какая из книг "Борьба за огонь" и "Пещерный лев" лучше, я не сомневаясь ответила бы: "Пещерный лев".

Три товарища

  Прочитать этот роман Эриха Марии Ремарка мне посоветовали друзья, и теперь я могу понять их восхищение этой книгой. "Три товарища" - отличное произведение, лишённое какой-либо фантастики, приукрашивания. Это один из самых жизненных романов, прочтённых мною.
  Это рассказ о простой на первый взгляд жизни трёх друзей - Роберта Локампа, Отто Кёстера  и Готтфрида  Ленца. Они вместе прошли войну, вместе работают  ремонтной мастерской. И хотя по характеру они очень разные, товарищи не оставляют друг друга в беде.
  И вот один из них, Роберт, встречает очаровательную девушку Патрицию Хольман. И влюбляется в неё. С этого момента жизнь не только Роберта, но и его друзей, меняется. Казалось бы, всё остаётся по-прежнему: работа в мастерской, кафе "Интернационал", где так любит посидеть за рюмкой рома Роберт, прекрасный автомобиль "Карл" с внешностью убожества. Но меняются взгляды героев на эти вещи, такие, казалось бы далёкие от любви Робби и Пат. А эта любовь протекает на безутешном фоне Германии двадцатых-тридцатых годов XX века.
  И вот уже нет весёлого оптимиста Ленца - его убили. Неожиданно обнаруживается смертельная болезнь Пат, и она уезжает в санаторий. Не хватает денег, и Кёстер вынужден продать своего любимца "Карла". Совсем недавно радовавшая каждой минутой жизнь поворачивается к Локампу своей самой тёмной стороной. И, казалось, впору умереть и надежде. Но она всё ещё жива в душе Роберта.
  Роман замечательный, с глубоким подтекстом, но мне немного не хватило резкости, остроты сюжета. Но жизненность произведения прямо-таки подкупает.
 
  P.S. После "Трёх товарищей" начала читать "Мартина Идена" Джека Лондона. Но не смогла прочесть и трёх глав. Идеи Ремарка были ещё очень живы в памяти и их было сложно вытеснять идеями кого-то ещё.

воскресенье, 27 октября 2013 г.

Писатель-провидец. Часть 2

  А вот ещё 2 интереснейших рассказа моего любимого писателя-фантаста Александра Беляева:

  "Невидимый свет" - небольшой, но очень яркий рассказ, который советую прочитать всем. Это история потерявшего зрение электромонтёра Доббеля, которому доктор Крусс относительно возвратил зрение. Относительно - потому что Доббель стал видеть движения электронов, или, попросту, электричество. Доббель становится уникальной "машиной" для изучения и работы с электричеством. После оглушительного успеха Крусс вернул Доббелю нормальное зрение. Но это не сделало Доббеля ни обеспеченным, ни счастливым. Он возвращается к Круссу и просит опять "ослепить" его, дав возможность видеть движения электронов. Но доктор возражает, что уже созданы специальные машины и Доббель и с новым зрением не найдёт работы. "...Доббель молча надел шляпу и в раздумье посмотрел на свои сильные, молодые руки. "Ладно", - сказал он, в упор взглянув на Крусса, - "Они годятся по крайней мере на то, чтобы сломать всю эту чёртову мельницу. Прощайте, господин Крусс!" - и он вышел, хлопнув дверью. Дождь прошёл, и на синем осеннем небе ярко засияло солнце." - в этих последних словах выражен весь глубокий смысл маленького рассказа.

    "Чудесное око" - рассказ для тех, кто интересуется устройством различных приборов и человеческих отношений. Многогранное, но, на мой взгляд, несколько затянутое произведение. Мне в нём немного не хватило динамичности сюжета в начале, но в целом, рассказ очень интересный. И кто бы мог подумать, как далеко зашла наука, сколько проблем решено и сколько до сих пор остаётся неразрешёнными!


суббота, 26 октября 2013 г.

Командовать парадом буду я!

  После прочтения второй книги И. Ильфа и Е. Петрова "Золотой телёнок" моё отношение к различным героям резко поменялась. И так как главным персонажем остаётся Остап Бендер, я буду больше говорить о нем. Но сначала о стиле, в котором написана книга.
  "Пешеходов надо любить..." - вот какой фразой начинается "Золотой телёнок". И дальше - некоторые рассуждения по этому высказыванию. В "Двенадцати стульев" тоже можно найти похожие конструкции: "Статистика - великая наука. Она знает всё...", "Граждане, уважайте матрасы...". Мне очень нравятся такие интересные отступления от главного сюжета, но они немного затягивают его. Не знаю, хорошо это или плохо, но во второй книге таких отступлений меньше и, как мне кажется, сюжет несколько динамичнее. В целом, по стилю написания оба произведения отличаются, но незначительно, что меня очень радует.

 Теперь о героях.
  "Гражданин в фуражке с белым верхом, какую по большей части носят администраторы летних садов и конферансье, несомненно принадлежал к большей и лучшей части человечества.<...> В руке он держал небольшой акушерский саквояж..."
 Вот первое в книге описание великого комбинатора, по которому уже можно догадаться о чертах характера, присущих ему. И не случайно авторы одели Остапа "в фуражку с белым верхом, какую по большей части носят администраторы летних садов и конферансье", они хотели подчеркнуть творческую, подверженную вдохновениям натуру Бендера. В новой книге появляется также новый саквояж, которого  в "Двенадцати стульев" не было. Из этого можно сделать вывод, что между событиями книг прошло некоторое количество времени (а именно 3 года, за которые сын турецкого подданного постарел на 6 лет). И, естественно, сам герой за это время изменился. Теперь ему не всё удаётся с первого раза, но и терпения комбинатору не занимать.

  Вообще, весь роман можно поделить на "Остап без миллиона" и "Остап с миллионом". И тут у меня в душе создаётся противоречие: нравится больше первый Остап, а разных мыслей больше вызвал второй. Если с первым всё понятно - великий комбинатор, идущий к своей мечте и проявляющий удивительные смекалку, расчёт, знание психологии людей и терпение, то второй Бендер уже практически осуществил мечту, и, как поначалу казалось, может жить в своё удовольствие. Вот здесь и возникает вопрос: а стал ли Остап счастливее? По видимому, нет. Даже сами авторы указывают на это: "...когда он был счастливым обладателем пустых карманов,...". Но Бендер не может сам избавиться от богатств, полученных на свою голову. Поэтому я считаю, что румынские пограничники в какой-то мере оказались его спасителями, и, вернувшись в СССР, великий комбинатор обретёт своё подлинное счастье "свободного художника и холодного философа", как он сам говорил гражданину Корейко.

  Несколько слов о самом Александре Корейко: мне он откровенно не нравится, и я прекрасно понимаю Зосю, не принявшую его предложение руки и сердца, и Остапа, заметившего: "Какое счастье, что вы не курите! Просить папиросу у такого скряги, как вы, было бы просто мучительно. Вы никогда не протянули бы портсигара, боясь, что у вас вместо одной папиросы заберут несколько, а долго копались бы в кармане, с трудом приоткрывая коробку и вытаскивая оттуда жалкую, согнутую папироску." И из-за погони за миллионами и так не подающий надежд молодой Сашка сделался преступником - откровенно "выкачивал" средства из государства. В этом его отличие от Бендера, который "никогда не грабил коллектив". Такое чувство, что Корейко деньги нужны только для накопления. Но ведь это не главная их функция!

  И немного об экипаже лорен-дитриха "Антилопа-Гну". Шура Балаганов показался мне скорее мягким и наивным, чем храбрым и порядочным сыном лейтенанта Шмидта. Даже получив в конце пятьдесят тысяч, он умудрился попасться на банальной краже в трамвае. Паниковский - "жалкая, ничтожная личность", как он отзывался об окружающих. А что ещё можно сказать о бывшем слепом, самозванце и гусекраде? Даже когда нарушитель Сухаревской конвенции скончался, мне его было нисколько ни жаль. Из всего экипажа "Антилопы" (исключая командора) действительно золотым человеком оказался водитель Адам Козлевич, закалённый жизнью и перевоспитанный тюрьмой.

  Поражает также обилие второ- и третьестепенных персонажей, и не простых людей, а сатирических образов на определённые группы и организации.
  В общем, роман отличный и, что самое замечательное, совершенно самостоятельный и наполненный своим смыслом, отличающимся от смысла "Двенадцати стульев". И ни одна другая книга не вызывала у меня столько разных ощущений и мыслей, как "Золотой телёнок". Я просто в восхищении. 

 P.S. Процитирую предисловие авторов: "...рассказывали даже о крупной ссоре, возникшей по следующему поводу: убить ли героя романа "12 стульев" Остапа Бендера или оставить в живых? Не забыли упомянуть, что участь героя решилась жребием. В сахарницу были положены две бумажки, на одной из которых дрожащей рукой был изображён череп и две куриные косточки. Вынулся череп - и через полчаса великого комбинатора не стало. Его прирезали бритвой". Я думаю, что судьбу такого героя, как Остап Бендер, нельзя решать жребием, и что авторы вообще не имели права убивать такую уникальную личность.

воскресенье, 6 октября 2013 г.

Два в одном

  Давно не писала, поэтому расскажу сразу о двух прочитанных книгах.

 Книга "Борьба за огонь" французского писателя Жозефа Рони-старшего рассказывает о приключениях молодого воина Нао и его помощников. Вместе с Гавом и Намом Нао отправляется на поиски огня, утраченного его родным племенем во время половодья. Им предстоит множество сражений и встреч с самыми разными существами, и они покажут себя настоящими неустрашимыми воинами. В этом произведении живо описывается природа того времени, когда по земле ещё бродили мамонты, а люди только научились обращаться с огнём. 
  Лично мне кажется, что многие характеры героев этой книги похожи на характеры и поведения людей в наше время. Тогда, конечно, всё было грубее и прямее, но суть та же. 

  Рассказ Михаила Булгакова "Роковые яйца" - предостережение тем, кто  берётся за разрешение проблемы с помощью плохо изученного средства. Мне это кажется неправильным. Если профессор Персиков открыл "луч жизни", то и пользоваться им может только он, пока луч почти не изучен. И не дело всяким Роккам, совершенно не смыслящим в влиянии "луча жизни" на животных, браться за восстановление популяции кур, используя этот луч. Такие мысли остались у меня после прочтение, и это сугубо моё мнение. 
  А в остальном рассказ не сильно понравился. Уж в очень тёмных красках показаны советская Москва и москвичи.