понедельник, 7 апреля 2014 г.

Две пьесы

  За три дня мне удалось прочитать сразу две пьесы - "Женитьбу" Николая Гоголя и "Зойкину квартиру" Михаила Булгакова. Поэтому объединю их в один отзыв, тем более, что они совсем небольшие.

  "Женитьба" Гоголя стала для меня открытием этого писателя. Раньше я считала, что у Гоголя единственное хорошее произведение, да простит он мне это, - "Ревизор". Но с "Женитьбой" я узнала настоящего Гоголя - не мистика (мистики я очень не люблю), но превосходного сатирика. 
  В общем сюжет этого "совершенно невероятного события в двух действиях" таков: закоренелого холостяка Подколёсина пытается женить его друг Кочкарёв, тоже недавно женившийся. Они останавливают свой выбор на Агафье Тихоновне, купеческой дочери. Однако кандидатов в женихи для Агафьи Тихоновны хватает и без Подколёсина (сваха Фёкла Ивановна постаралась). Но каждый из них имеет какой-то изъян - Яичнице приданное подавай, а на невесту и смотреть не хочет, Анучкин ни за что не хочет жену, не знающую французский, Жевакин вроде бы рад жениться, но, узнав о "предательстве" Кочкарёва, собиравшегося его женить, слишком уж легко отступает, а Подколёсин всё время норовит удрать - ну что это за женихи? Неправильные какие-то. И, мне кажется, Гоголь тоже хотел сказать что-то вроде: "Посмотрите, господа, какие мы все неправильные, нелогичные".

  "Зойкина квартира" - совсем другая пьеса. Она описывает жизнь подпольного "весёлого дома", основанного Зоей Денисовной для дополнительного дохода под видом ателье. Там собираются люди богатые, но, по-моему, совсем не сочувствующие советской власти. 
   Конечно, в силу возраста я не поняла все мысли Булгакова. Но мнение о героях я вполне составила. Я думаю, здесь нет ярких положительных персонажей, но я симпатизирую, например, настырному Аметистову, которого незаслуженного обвинили в убийстве, и Манюшке, довольно скромной девушке-горничной. Остальные герои вызывали либо отвращение, например, китайцы Газолин и Херувим, Гусь и другие посетители и работники "ателье" Зои, либо вообще ничего не вызывали - люди как люди - это Зоя Денисовна и Обольянинов.
  Кстати, из всей пьесы в голове у меня отпечаталась только одна финальная фраза Аметистова - "Вот тебе и Ницца! Вот тебе и заграница!".
  Думаю, надо будет перечитать "Зойкину квартиру" лет через 5-10. Тогда многое станет понятнее.

1 комментарий:

  1. Даша, очень рада, что ты для себя открываешь Гоголя с разных сторон. Действительно, этот писатель не только мистик, но и великолепный сатирик.
    Да и у Булгакова столько еще интересного есть!!!! Так здорово, что ты находишься вначале всех открытий.

    ОтветитьУдалить